Другой взгляд на Фестиваль уличной еды на арт-заводе «Платформа»Это место начинается с запаха. Самые разнообразные ароматы смешиваются здесь воедино, создавая неповторимую палитру, в которой можно угадать кофе, жаренное мясо, свежую выпечку и морепродукты. Еще среди них улавливается запах пыли и металла – индустриальный аромат, напоминающий о том, чем это место было раньше. Арт завод «Платформа». Здешний фестиваль уличной еды набирает все большую и большую популярность, собирая в одном месте огромное количество любителей новых гастрономических ощущений и заставляющий киевских хипстеров ехать с подола на лесную.
Я уже успела насладиться всеми радостями фестиваля, а потому решила взглянуть на него под иным углом. Позвонила своему другу, владеющему торговой точкой на этом мероприятии, и напросилась помогать ему на кухне.
И вот я уже иду ко входу на «Платформу», переживая о том, как бы ничего не разбить/поджечь/сломать. Волнений добавляет суровый охранник на входе, обыскивающий меня металлодетектором и сверлящий взглядом. Получаю разрешение войти, и вот я уже на территории фестиваля.
На часах 10 утра, а потому вместо привычной толпы посетителей арт-завод наполнен копошащимися поварами, уборщиками и официантами, готовящимися к трудовому дню. Погода стоит замечательная, последние теплые деньки перед осенними дождями, так что фестиваль обещает быть удачным.
На этот раз главной тематикой праздника выбрана кухня восточноевропейских стран, в том числе и Украины, поэтому вокруг пестрят народные орнаменты, венки и ленточки, на прилавках виднеется свежее сало и колбасы, а в меню многих ресторанчиков добавлен фирменный борщ. Атмосферу дополняют еще и аниматоры, наряженные в национальные костюмы, веселой толпой носящиеся по главной площади, танцующие и развлекающие публику.
Мой же друг, а теперь по совместительству и начальник, не стал менять тематику своего ресторанчика, оставшись верным американской кухне. Меня, как новичка, он поставил на недавно открытую точку, в которой продают натуральные лимонады. Первое задание – сделать партию напитков, пока не подоспели самые ранние гости.
На кухне знакомлюсь с Владом – высоким черноволосым парнем, за время работы привыкшим быстро двигаться и широко улыбаться клиентам. Пока он проводит мне краткий инструктаж по приготовлению лимонада, я не могу отвести глаз от ящиков с фруктами. Лимоны, апельсины, грейпфруты – только что вымытые и блестящие на солнце, они выглядят безумно свежо и сочно.
– Какая же красота, – говорю я Владу, – тебе никогда не хотелось взять и съесть все эти фрукты?
– Хотелось. – улыбается он, – Но у нас так заведено, что все нераспроданные фрукты делят между работниками. Поначалу я был этому рад, а теперь уже тошнит от одного взгляда на лимоны. У меня дома еще штук 10 с прошлого раза лежит, так что можешь взять мою порцию сегодня.
Меня от лимонов еще не тошнит, так что я только радуюсь такому повороту событий. Позже, пообщавшись с другими участниками, узнаю, что практически все они уже не могут смотреть на то, что сами продают, а потому только рады поменяться едой с «соседями». В этом огромный плюс участия в фестивале в роли повара – почти все владельцы ресторанчиков хорошо друг друга знают и угощают друзей самыми изысканными лакомствами. Пользуясь возможностью, сама пробую всевозможные блюда, включая такую экзотику как лягушачьи лапки, устрицы и улитки. Вкусно так, что пальчики оближешь.
В перерывах между выжиманием сока из лимонов и бесконечного повторения одних и тех же фраз клиентам получаю возможность познакомиться с соседями. Радом с нами разместился бар «Корень», в котором миловидные девушка и парень наливают всем желающим разнообразные настойки.
– Я Денис, а это Яна. – спешит представиться молодой человек. Он невысокого роста, одет в модные рваные джинсы, черную футболку и джинсовую рубашку на три размера больше. На голову он небрежно надел бейсболку, из-под которой выбиваются длинные черные волосы. Яна, стоящая чуть в стороне, одета не так вызывающе. На ней кремового цвета юбка и черная майка. Внимание привлекают ее волосы – белоснежные и коротко стриженные, они напоминают одуванчик. Она просто машет рукой, понимая, что своего товарища ей перебить не удастся.
– Я тут уже второй год работаю, – рассказывает Денис, невероятно быстро выговаривая слова, – это очень удобно для студента. Раньше я сюда просто так приходил, а потом устроился барменом. Теперь мне еще и платят за отлично проведенные выходные, – смеется он.
– А не устаете два дня подряд работать по 12 часов? Тем более на выходных.
– В баре работать намного проще, чем в ресторане. Готовить ничего не надо, только наливать напитки. Но все равно нелегко выстоять весь день на ногах, да и голос под вечер уже срывается от повторения своего ассортимента клиентам. Я после таких выходных беру себе еще день отдыха и просто сплю. Но работу эту все равно безумно люблю.
Яна мило улыбается, слушая Дениса. Несмотря на свою юную внешность, она является совладельцем того самого бара, за прилавком которого они стоят.
– Я очень долго работала барменом в одном киевском ресторане, – говорит она, – а потом мы с друзьями безумно загорелись идеей начать свое собственное дело. Долго искали, где арендовать помещение за приемлемую цену, а потом открыли для себя этот фестиваль. Работаем теперь только в таком формате, от мероприятия к мероприятию. Прибыль неплохая, а самое главное – возможность заниматься любимым делом. Очень многие люди на фестивале расскажут вам такую же историю. Для них эти ресторанчики – дело целой жизни, они всю душу в них вкладывают. За время существования фестиваля мы все здесь успели познакомиться, создали свою собственную «тусовку». Так что я хожу сюда не только как на работу, но и как на встречу со старыми друзьями.
Казалось бы, под какими разными углами можно посмотреть на одно и то же мероприятие, будучи на нем гостем и участником. Когда на тебя надета униформа работника, люди будто перестают тебя замечать. Все веселье, творящееся вокруг: конкурсы по поеданию бургеров, выступления комиков на сцене, групповая гимнастика, дискотеки и розыгрыши вдруг становятся очень далекими от тебя. Зато тебе открывается совершенно другая сторона праздника, будто параллельный мир, существующий рядом с нашим. Это изнаночная сторона пестрых ресторанчиков, где кипит работа, где заботливые руки моют, режут и жарят всевозможные продукты. Это измученные лица поваров, уставших улыбаться клиентам и глядящих друг на друга с пониманием. Это уборщики, собирающие брошенные на землю тарелки и стаканы, и охранники, пытающиеся мирно развести по углам двух очередных пьяных забияк.
Фестиваль уличной еды на арт заводе «Платформа» – событие, которое однозначно стоит посетить в роли гостя. Но в этот раз для меня он заиграл совершенно новыми красками. Каждый раз, возвращаясь в это место, я буду смотреть на него свежим взглядом, замечая все происходящее по обе «стороны» праздника. Потому что вторая часть фестиваля, находящаяся по ту сторону прилавка, ничем не уступает по увлекательности той, которую мы привыкли видеть.