О ЧЁМ ОНИ МОЛЧАТ?
Аня Кудрявцева, 3 група, 2 курс.
Краткие беседы с людьми, которые ежедневно возят нас на учёбу, работу и домой
Водители маршруток редко становятся героями телесюжетов или газетных портретов. Мы не знаем их имён, не помним их лица, и всё-таки они фигурируют в нашей жизни практически каждый день. Даже те, кто обычно ездит в метро, время от времени наверняка пользуются наземным транспортом.
Казалось бы, эти люди нам - никто, но наша рутина много в чем полагается именно на их работу. Без водителей маршруток попасть в пункт назначения было бы гораздо тяжелее: попробуйте проложить привычный Вам маршрут другими видами транспорта, и Вы в этом убедитесь.
И вот как подступиться к таким людям? Они становятся безумно разговорчивыми по вечерам, когда вы едете в одиночестве домой, но замыкаются как только слышат слова «журналист» и «интервью». Совет Познера как начать продуктивную беседу не срабатывает — никто не сжалился над Бедной Студенткой с Необычным Заданием — и та осталась безоружной.
«Да вы пройдите вон в ту маршрутку, мне просто с вами некогда разговаривать – видите, поломка», - направляет молодой водитель к своему коллеге. Как выясняется потом, такой маневр в этом профессиональном обществе стандартный.
-А что Вас интересует, девушка? - спрашивает несколько раздраженный будущий собеседник, вырванный из привычного комфорта одинокого отдыха.
-Хочу о вашей работе поговорить! - неловко отвечает Бедная Студентка. Было бы странно малознакомому человеку ответить, что вот он сам-то её и интересует.
Нехотя Константин отвечает на вопросы. Хотя по мужчине не скажешь, будто он из «неразговорчивого» десятка. Просто не привык с людьми говорить о себе и своей работе.
- Работал я много где, минимум на десяти маршрутах. В Одессе трудился два с половиной года. Там люди совсем другие. Проезд в маршрутках оплачивается при выходе. У нас, например, водитель имеет право высадить пассажира, если тот не оплачивает проезд сразу как зашел. А там ты даёшь деньги, когда выходишь. И ведь человек же может выскочить, проехав зайцем, или еще что. Но никто так не делает, и ни от кого такого не ждут. То есть такая тонкая штука... не знаю, взаимного доверия что ли больше.
Работа мне эта не нравится. А что в ней может нравится? Больше всего раздражают пассажиры. Почему... Да потому что ведут себя как, извините за выражение, засранцы. Вот например, ежедневно хотя бы один человек, от которого «пахнет», да и зайдет. Каждый день! Или, скажем, другая ситуация. Едут в маршрутке пара парней и очень громко разговаривает. А мне же важно, чтобы в салоне было более менее тихо: крикнет пассажир, чтобы ему остановили, а я не услышал и проехал. Так потом же начинаются обиды, разборки. Я этих парней и прошу: «Молодые люди, поговорите на остановке». А они сразу же ударились в угрозы и оскорбления, мигом записали номер машины. Сегодня пассажиры привыкли и научились жаловаться, хотя они не всегда четко понимают ситуацию. Это момент, который мне не нравится больше всего.
Маршрут у меня один, работаю восемь часов в день. Обычно «три дня через три», за большее не берусь. Дома хватает всяких дел. Семья, дети, сами понимаете.
Я вообще за новую полицию. С ними, конечно, стало чуть полегче. Недавно зашел мужчина пьяный в стельку, а неподалёку был патруль. Я их попросил, чтобы они его довезли. Сейчас-то поосторожнее надо быть, столько неадекватных людей ходит. Не знаешь, что у них на уме. Может выйти и выстрелить. Или ударить. А еще недавно автобус горел, так ребята из полиции очень оперативно приехали, всё потушили. И денег они не берут. Раньше ведь как было, у милиции установка: остановить маршрутчика в любом случае, за каждое мелкое нарушение. Не горит лампочка - сразу штраф выписывали. А новые могут остановить, и вроде как обратить внимание, что, мол, у вас лампочка не горит, будьте осторожнее. Да, есть какие-то изменения к лучшему.
Нагрузка и стресс чувствуются очень сильно. Особенно на третий-четвертый день, в основном третий. Первый день работается легко, и с пассажирами и вообще. А потом происходит много моментов, которые могут просто вывести из себя. И ты включаешь «защиту». Просто не обращаешь внимания и делаешь свою работу дальше.
Политическая ситуация в стране изменила людей. Ночью могут зайти пять-шесть человек и они уже с поломанной психикой. Мы в этом случае попадаем в некую зона риска. Тут (указывает на самое переднее сидение возле водителя-прим. авт. ) где-то цепочку закрываем, тут (указывает на сидение передней площадки напротив водителя-прим.авт.) стараемся больших «дядь» не садить, просим их занять места задней площадки. А с коллегами хорошо всё, ладим. Все всё понимают. У каждого своя точка зрения, и в коллективе адекватно к этому относятся. Каждый имеет право на личное мнение. Такая себе водительская солидарность. У всех же есть куда потратить нервы. Зачем еще на политические разногласия изводиться?
Многие вопросы были встречены с недоумением. Краткие «да», обидные «что еще?» и пугающие паузы означали не только недостаток журналистского таланта интервьюера, но еще и страх отвечать более откровенно. Разочарование и ощущение, что тебе просто не повезло, а также нависшая грозная фигура преподавателя, чье задание на кону, толкнули Бедную Студентку в следующую маршрутку — ту, которой она ездит в институт.
Руслан, «надсмотрщик» маршруток, одиноко сидел внутри. Он не знал, согласится ли его товарищ, водитель Саша, на интервью.
- Да и что он Вам может рассказать? Вот объясните, о чём с нами разговаривать? Работа такая, что каждый день одно и тоже. Ничего нового!
И всё-таки Александр согласился. Правда, к разговору он был склонен еще меньше, чем его предыдущий коллега.
-Я всегда занимался чем-то вроде автомобильного бизнеса: когда-то водил машины, потом пытался торговать, теперь вот вернулся туда же, откуда пришел. Почему водитель маршрутки? Не знаю, никогда не задумывался над чем-то другим.
В этой работе меня больше всего раздражают аварии. Постоянные аварии. С появлением полиции их не уменьшилось, а только больше стало. Каждый день по три, четыре, пять машин горят. Я это не понаслышке знаю, сам на дороге сталкиваюсь. Слава Богу, мне не довелось ни разу свою машинку в такую ситуацию загнать. Здесь не столько везение сыграло роль, сколько умение справляться с трудными ситуациями.
У меня стандартный 8 часовой рабочий день. За неделю работаю столько смен, сколько хочу. Надо больше денег, работаю больше, а хочется отдохнуть — меньше. Здесь всё просто.
Я не работал в других городах, в отличии от многих водителей. Я из Киева, здесь всегда и жил, и трудился.
Со стрессом не справляюсь никак. Я спокойный человек. Но обычно, если есть накал эмоций — выпью кофе, выкурю сигарету. И всё.
Политическая ситуация... Все люди злыми, плохими стали. Замкнутыми. Но с коллегами у меня всё хорошо. С пассажирами по-разному: с хорошими лады, с плохими не лады.
И вот, как ей кажется, ни с чем приходится выйти на Лукьяновке. Бедная Студентка клянет весь жанр интервью и собственную непознеровость и полное отсутствие собчаковости. Звонок подруге, с отчаянными предложениями последней поехать в ДЕПО и распросить тамошних сотрудников любой должности, обескураживает — через полчаса злополучная пара, сроки поджимают, грозная фигура преподавателя становится всё больше и темнее. Бедная Студентка замечает остановившуюся маршрутку, которую покидают пассажиры, и делает последний, отчаянный рывок.
Сперва Петя отшучивается и отнекивается, посылая к своим товарищам по дороге. Мол, он Вам лучше ответит. Но остатки решительности и уговоры Бедной Студентки заставляют его сдаться. Хоть и не полностью.
- Жизнь заставила меня быть водителем. А вы не думали почему здешние маршрутки не водит ни один киевлянин? Вы попробуйте разыщите на этом месте кого-нибудь столичного. Все иногородние, приезжие. Потому что за те деньги, которые здесь платят, никто из Киева работать не будет. А у нас дома нет работы, и ты ищешь её хоть где-нибудь. Семью же надо кормить. Ты должен работать. Из положительного здесь особо ничего и не назовешь: когда зарплата большая, тогда и положительно всё.
Моменты, которые ненавижу? Есть такие. Пассажиры называются. Ну вот заходит каждый второй - льготник, льготник. Нам можно только двух льготников возить. А мне никто на них планы не присылает: какие льготники, классификации там всякие. И я вот бывает везу по 10 таких, с удостоверением, за раз. Если взять 20 рейсов, сколько их тогда получается? И приходится с ними ругаться, оно же прет себе в наглую. Ведь для них специально троллейбусы идут один за другим - садитесь себе спокойно, да едьте. А они водителю трепают нервы... Чтобы развеяться, что ли? Пошарпаться, потягаться хотят, наверное.
С авариями я не сталкивался, слава Богу. За 8 лет ни разу.
Стресс... Да всё уже в привычку. Стараюсь не обращать внимания ни на что, кроме дороги, потому что если будешь всё принимать близко к сердцу, то долго здесь не протянешь.
С появлением полиции жизнь изменилась, конечно. Мало того что пассажиры, еще и менты. Каждому нужно отстегнуть деньги ни за что. Если не нарушаешь, то никто к тебе не лезет, это правда. А если, например, спешишь где-то на площади Шевченко, то либо плати деньги, либо акт тебе выписывают.
С изменением политической ситуации всё только хуже и хуже становится. Это выражается в деньгах, в людях. Денег нет, людей нет. А там «наверху» хотят, чтобы много платили.
В этот момент рухнула глыба под названием «самоконтроль и выдержка», и в воздухе прозвучал отчаянный голос: «Простите, но почему Вы так боитесь отвечать на мои вопросы? Ведь мы же просто разговариваем о Вас и Вашей работе. Это же чисто человеческая беседа!». На что ответом было: «Сейчас все боятся лишнее слово сказать. Время такое.»
-А вообще, девушка, если хотите понять, как всё здесь происходит, вам нужно целый день провести в маршрутке рядом с водителем, - заканчивает Петя (в истинность этого, названого с неохотой и смешками, имени, Бедная Студентка не поверила, но честно записала, и приняла к сведению дельность данного ей совета).
Оказавшись один на один с суровой журналистской и водительской реальностью, Бедная Студентка задумалась. О судьбе своего материала, о судьбе героев, о целом социальном пласте людей, которые вот так с опаской рассказывают о себе. Многим пришлось по три или четыре раза повторять свой скромный статус Бедной Студентки с Необычным Заданием, которая не имеет ничего общего с подозрительными фирмами или компрометирующими изданиями. Никакие вопросы на общие темы не распологали собеседников к разговору. Казалось, будто им смешно, что вот так просто, без задней мысли, кто-то обратил на них своё внимание. Совершенно одинокие люди, которые целый день проводят на работе, которую не любят... Говорят, незнакомцу легче поведать о собственных несчастьях, чем знакомому человеку. Но они молчали... Бедная Студентка попыталась хоть частично разузнать о чём. Правда теперь её терзает другой, более серьезный и глубокий вопрос. Почему?
Схожі новини