Благородная ширма неблагородности«Истинная ценность человеческой жизни определяется тем, до какой степени эта жизнь используется ради помощи другим людям». Создается впечатление, что светочи науки восприняли слова Хелемендериса слишком буквально и, в какой-то степени, превратно. Ради достижения благородной цели – узнать больше о человеке и его психологии – они далеко не всегда брезговали ужасающими средствами.
Пренебрежение этикой, достоинством и жизнью людей нашли отражение в эксперименте Джона Мани, исследовавшего развитие мальчика Брюса Реймера, которого воспитывали как девочку; в «Чудовищном эксперименте» Венделла Джонсона, во время которого группу ребят, не жалея саркастических замечаний, высмеивали за «недостатки» в их речи, спровоцировав у них, таким образом, заикание на всю жизнь; в Стэнфордском тюремном эксперименте, во время которого испытуемые вжились в роли заключенных и надзирателей и начали ощущать себя в настоящей тюрьме…
Эксперименты, ломающие психику, - это эксперименты, ломающие жизнь. Разумеется, все зависит от приоритетов, и для науки подчас таковым становится результат. «Пренебречь одним ради блага всех» - предполагаю, именно такое умозаключение побудило ученых к проведению жестоких опытов. Но что больше всего разочаровывает, так это не менее жестокие результаты, внушающие неуважение к людям в целом. Наличие в человеческой натуре беспрекословного подчинения авторитету и оправдание этим своих зверских действий – вот что доказал широко известный эксперимент Стэнли Милгрема. Под видом «исследования новых методов запоминания информации» подопытный должен был обучать «ученика» (нанятого актера) и при каждой его ошибке нажимать на кнопку, дающую удар током. С каждой ошибкой, по условиям исследования, испытуемый увеличивал разряд. И всё это несмотря на крики и просьбы «ученика» прекратить муки.
Весьма специфическим и ужасающим по своим результатам стал эксперимент сербской художницы Марины Абрамович. Он был организован в 70-х годах в одном из выставочных центров. Художница разложила перед собой разнообразные предметы и разрешила людям с их помощью делать с ней все, что захочется. Сначала посетители стеснялись, но потом, хохоча, раздели ее, разрисовали и порезали. Удивительно легко человек может стать диким, если ему это позволить.
Как видим, ценность жизни и достоинства другого человека легко умаляется как экспериментаторами, так и подопытными. Речь идет не о летальном исходе, а об издевательствах и унижении, которые влияют на психику и провоцируют изменения в дальнейших жизненных действиях и решениях индивида. Заикающиеся ребята с комплексом неполноценности, депрессивные «заключенные» Стенфордской тюрьмы, Брюс Реймер, покончивший жизнь самоубийством, - их жизни не были ценны для экспериментаторов. А личное достоинство Марины Абрамович и актера-«ученика» не были ценны для подопытных. Все они поступали исходя из разных побуждений и, к сожалению, гуманизм не был в их числе.
С детства нам внушают моральные ценности, в школе мы пишем сочинения о том, как важно помогать другим и быть добросердечным, а в университете мы читаем высокохудожественные литературные произведения, поднимающие глубокие нравственные вопросы. Однако все это – ничто, если внутри нас сидит зверь и деспот. Как сказал Ирвин Шоу: «Ум сам по себе еще ничего не гарантирует». Мы давно уже вышли из пещер. Так пусть теперь «пещеры» выйдут из нас.
Всі матеріали на тему "Вартість життя"