реєстрація авторизація
Авторизація на сайті
Відміна
мапа сайту
Кафедра периодической прессы - институт журналистики
Кафедра периодической прессы - институт журналистики
Кафедра периодической прессы - институт журналистики
Кафедра периодической прессы - институт журналистики
/ / Короткое путешествие в Монголию
Короткое путешествие в Монголию

Короткое путешествие в Монголию

Джагацпанян Екатерина, 4 курс, РЗГ.
Репортаж


Чтобы лучше понимать творчество Виктора Пелевина, справедливым решением будет посмотреть, как его рассказы интерпретируют в театре. Спектакль «Пять рассказов Пелевина» каждый месяц показывают в Новом театре на Печерске, и в эту пятницу я отправилась на поиски той самой внутренней Монголии, о которой так много пишет Виктор Олегович.

Театр скромно расположился в первом этаже жилого дома. Я дожидалась начала с некоторым опасением Авангарда Авангардовича, какой обычно бывает в «неклассических театрах» на чердаках, первых этажах и в подвалах жилых домов. Здесь камерная обстановка, зал на тридцать мест и, как правило, ничего общего с традиционным искусством. Но этот театр оказался самым что ни на есть «классическим», если, конечно, забыть о том, что постановка шла по произведениям постмодернистского писателя.

Режиссер сразу решил застать врасплох тех зрителей, которые относятся к Пелевину с недоверием и считают его «писателем про наркотики». В первые же десять минут спектакля «Хрустальный мир» мы услышали слово «кокаин» и погрузились во все подробности жизни кокаинщиков Петрограда 1917 года. В зале, как и обещалось в программке, звучали выстрели и нецензурная лексика. Публика в такие моменты нервно вздрагивала в едином порыве.

Вообще, зал держался сообща весь вечер. Шутки Пелевина и режиссера то и дело находили отклики в зале. То тут, то там раздавались смешки и ухмылки, то и дело у зрителей приподнимались брови, щурились глаза и проступали ямочки на щеках. Каждому было приятно сознавать, что ему понятна и знакома ситуация, разыгрываемая на сцене. Актеры действительно играли как будто для каждого зрителя в отдельности, а окружающий мир на протяжении спектакля сузился до размеров сцены. Все остальное просто не существовало.

После уверенного начала общее впечатление закрепил захватывающий рассказ «Миттельшпиль». Действие начинается в кабаке середины девяностых: типичный милиционер-оборотень, вертихвостка-официантка, похотливые моряки, проститутки, хорошо знакомый всем и встречаемый радостными аплодисментами «Сиреневый туман» Маркина на фоне. «Да-да, конечно, мы узнали!», – думали зрители с жадным предвкушением. Сюжет развивался стремительно. В течение этого спектакля у меня сложилось стойкое убеждение, что актеры не играют, а, как будто бы импровизируя, сочиняют рассказ на ходу: такими непринужденными были их реплики и движения. Потому, думаю, развязка стала неожиданной даже для тех, кто читал «Миттельшпиль».

Объявили антракт. Оглушенная впечатлениями, я вышла в холл. Мысли сбивчиво кружились в калейдоскопе, я даже не пыталась успеть обо всем подумать. В антракте зрителям положено выпивать и знакомиться. Людей было немного, но публика в этот вечер собралась самая разноперая. Стареющий хипстер с залихватски закрученными барскими усами, тетушки из бухгалтерии, местный светский лев – все вышли в буфет. А там табличка:

Короткое путешествие в Монголию


Улыбаемся, самообслуживаемся, кладем деньги на доверительно оставленный администрацией поднос. Здесь все по-домашнему. Стены буфета окрашены в ласковый оранжевый цвет, повсюду висят грамоты и портреты актеров. Медные духовые трубы оборудованы под светильники. Под одним из них за деревянным столиком уже сидит светский лев, его лысина отбрасывает веселые ламповые блики. Следую инструкции, изучаю прейскурант. Цены как в детстве: ватные трубочки с клубничной начинкой по 2.50. И вообще, очень уютно и умилительно. В туалете, кстати, заботливо оставили щетки для обуви – черная и бесцветная. Нарядные и сытые мы вернулись в зал.

После перерыва показали чисто юмористический рассказ о шарлатанах, вызывающих девушкам иностранных женихов из загробного мира. Вполне понятная история: все девушки хотят выйти замуж, и желательно за иностранца. Но как часто бывает в комедии ошибок, что-то обязательно идет не так, и вместо немца к девушкам является советский летчик. Разворачивается милая и неожиданно наивная для Пелевина история любви с горстью клубники в офицерской пилотке, белым платьем и вальсом в лесу.

Потом была «Тарзанка» – «фантазия лунатика в столкновении с обыденным сознанием», как написано в программке. Во время этого рассказа я подумала: я ведь знаю все эти слова, которыми составлены диалоги героев, понимаю их и представляю ситуацию, в которой они оказались. Значит, и я могу написать такой рассказ? Конечно, нет. Но искусство таким и должно быть: понятным, доступным и удивительным в своей простоте.

Все представление на сцене было минимум реквизита. Эффект присутствия и нужная атмосфера достигались лишь правильным светом и актерской игрой. Зрителям только иногда помогали, пуская запахи – пороха, духов. Один раз даже как будто запахло сыростью.

Завершил вечер рассказ «Проблема Верволка в средней полосе». Пелевин посвятил оборотням заметную часть своих произведений, и понятны они далеко не всем. Потому эта миниатюра не могла стать хедлайнером всего спектакля. Это и есть тот самый русский постмодерн, который бессмысленный и беспощадный, и которым все-таки нужно было разбавить предыдущие рафинированные сценки. Так что выбор режиссера мне понятен, да и закончить спектакль стоило на мажорной ноте.

Но не смотря на то, что представление длилось три часа, зрителям не хотелось уходить. Стоя, мы дважды проводили актеров бурными аплодисментами – настолько бурными, насколько могли себе это позволить без малого тридцать человек. Наверное, каждый в тот момент находился в своей внутренней Монголии, и скорее всего, впервые. Ведь Монголия по Пелевину – это такая условно неизвестная страна, постичь которую можно только подумав о том, о чем прежде никогда не думал.

У выхода на стойке вахтерши лежит книга отзывов, в которую многое хотелось написать, но я отложила это до следующего визита в театр на Печерске. Но если бы я взяла ручку и приготовилась писать, в книге появился бы этот репортаж.

Оцініть написане

Подобається
Так собі
Пиши ще
Не пиши більше на цю тему

Схожі новини
Коментарі
Останні добавлені
«Семь дней» з життя Сергія Кириченка»
"Віче" №1, 2018
"Де-факто", №1 2018
Валентин Мондріївський: «Подобається образ Зеленського, але що буде, якщо він стане Президентом?»
Інформаційна боротьба напередодні виборів
«Україна понад усе!»: репортаж з маршу УПА в Києві
Усіма «Забутий» парад
Христина Равлюк: «На інформаційні вкиди треба реагувати миттєво»
Моя особиста думка на вашу особисту думку
Кого вважати достойним?
Олесь Маляревич: Якщо б за це платили гроші я працював би в 10 разів ефективніше
Костянтин Сердюк: «Жінки кладуть мої труси собі в гаманці та мріють народити від мене дітей!»
Олег Костюшко: «Настав час Україні бути державою-сервіс, а не державою-поводир!»
СУДДЯ ЄВГЕН ЧАКУ: «ЗАВЖДИ БУДЕ НЕЗАДОВОЛЕНА СТОРОНА, ТОМУ ДО КРИТИКИ ТРЕБА ВЖЕ ДАВНО ЗВИКНУТИ»
Богдан Ходаковський: “Як тільки щось починається, завжди погляньте на перший-другий ряд – там будуть наші”
Максим Зуєв: «Ми плануємо спонукати приватних власників передавати свої землі на безоплатній основі»
Юрій Коновальчук: «Мета будь-якої партії — це захоплення влади»
Валерій Танцюра: «У Києві з 2,5 тисяч дітей-сиріт лише 20 перебувають у державних установах»
Віктор Таран: "Суспільство – дзеркало влади"
Владислав Потапенко: «Гречкофіли» є у кожній демократичній країні, а не тільки в Україні!
Наталія Манойленко: «Чим масштабніші наші справи, тим масштабніші наші помилки»
До 100-річчя з Дня Народження Дмитра Прилюка
Вибіркові дисципліни 2019
Дмитро Лінько: «Ми колись чули, що АТО триватиме декілька годин»
Вибори не за горами
Презумпція винуватості бізнесу проти презумпції невинуватості чиновника, або у світі влади та бізнесу.
Андрій Андріїв: "Прийшов час, коли я не можу залишатися осторонь"
Одкровення з Петром Юрчишиним
Роман Колесник: Немає нічого неможливого для людини, яка прагне бути політиком та розуміє заради чого вона це робить
Наталія Шульга: «Ідеальний політик — це людина, яка спить спокійно»
Вадим Гутцайт: «Поради не зараз молоді, а поради в усі часи для молоді»
Ігор Бєлов: «Якщо ти вступаєш в партію, то вважається, що на тобі клеймо…»
Олександр Глазов: “ Якщо ти не займаєшся політикою – то вона займається тобою”
Стасів Владислава: «Україна – починається з себе!»
Олександр Васильківський: "Нам потрібно зберігати та захищати свою національну ідентичність "
В’ячеслав Деркач: «Покладатися треба тільки на себе і на людей, які прагнуть змін на краще»
Владислав Михайленко: Ще одна черга парку “Наталка” вийшла надзвичайно кльовою і отримала дуже багато схвальних відгуків від задоволених киян
Ростислав Смірнов: «Я б забрав у пенсіонерів право голосу»
Зачем политикам мандат?
Парламент, консерватизм і українська ментальність
Артур Харитонов: Я дуже хочу, аби Україна назавжди відмовилася від невдач через постсоціалістичну аморфність
Юрий Коновальчук: «Так вынуждает система»
Наталія Приходько: «Депутат – це водночас психолог»
«Я виступаю за легалізацію проституції та легких наркотиків», – Держсек МІП
Таміла Нартова : «Я хочу піти у політику, мені це подобається, хоча раніше у мене такого не було.»
Аліна Яворська: «Українська політична система не відповідає європейським аналогам»
Олександр Солонько: «Свобода» ще скаже своє слово в українській політиці
Ігор Коліушко: «Образилися – ну й нехай. Ми працюємо з тими, хто не ображається»
Вікторія Римарук: «Попередники Порошенка не ставили в центр своєї уваги простого українця»
Мустафа Найєм: «Політика – це викривлене дзеркало»
Вічні проблеми Києва. Чи скресла крига?
Вероніка Яковлєва: “Важливо мати стальні нерви і не “тупити”
Олег Фіалко: "Давайте просто перенесемо модель роботи мера на моє депутатство"
Грігол Катамадзе: Україна повинна стати «новим Китаєм» для Європи
Артур Мартовицкий: «А что такое парламент? Это 420 человек, каждый из которых не считает себя виноватым»
Тамара Плаксій: «Гра в політичні ігри з нардепами – справа небезпечна»
Іван Процик: тотальне зрадофільство викликає відразу
ЮРИСПРУДЕНЦІЯ, ЖУРНАЛІСТИКА ЧИ ВУЛКАНОЗНАВСТВО?
«Невпевненість та страх — головні вороги»
Як блог допомгає бізнесу та навпаки - бізнес блогу
(044) 481-45-61