Репортаж
15 февраля состоялось предпоследнее выступление цирка, который всего лишь в третий раз посетил наш город. Это стало хорошим поводом посмотреть, как проходит один день актеров за кулисами 1,5 га развлекательной площади.
Как вы знаете, цирк выступает уже месяц. 15 февраля мне удалось, благодаря университетской аккредитации и часам мольбы генеральному директору, пройти за кулисы 25-ти метрового купола. Увидеть «всю правду» мне позволили не просто в качестве журналиста, но и в качестве помощника куратора тренировок для животных.
Оказывается, рабочий день типичного циркового сотрудника начинается в 6 утра. В это же время я подоспела к утреннему завтраку актеров. На лицах гимнасток и эквилибристов уже совсем не было усталости. Казалось, что эти люди готовы прямо сейчас выйти на сцену. Казалось, что вчерашние краски макияжа впитаны в этих людей. Жонглеры и девушки из шоу-балета приятно улыбались, набирая побольше еды из шведского стола. И только клоуны обходили меня стороной. Наверное, для них улыбка – это осточертелое занятие, особенно, когда твой стаж – 30 лет. Утром никто ни с кем не разговаривает.
Буквально через 15 минут ко мне подошла дама, возрастом сорока лет и взяла за свободную руку (второй рукой я держала невероятно вкусную шарлотку, приготовленную личным поваром цирка). Время кормить животных. Все братья наши меньшие живут достаточно далеко от актеров. Закулисная атмосфера создавала впечатление того, что здесь каждый максимально пытается отдохнуть друг от друга. По пути к клеткам животным можно заметить, что гримерные разделяют дополнительные комнаты с обмундировкой или аппаратурой. Знакомиться с животными мне не пришлось. Это позволено только вышеупомянутой даме. Два помощника спортивной формы несли ведра с едой, а дама, приоткрывая клетки, кормила животных. Долой стереотипы, что животные в цирке не счастливы! Все: ламы, пони, миниатюрные обезьяны, волки, медведи и другие животные были заняты своим делом. В их глазах совсем не было страданий.
Время близилось к 8-ми. Уход за животными занимает у цирка около 3-х часов в день, остальное время животные отдыхают или занимаются. Такая смена действий позволяет им сублимировать природный зов и быть покорными.
Оказалось, что жизнь актеров за кулисами – это жизнь актеров на сцене, пока нет зрителей. С 9-ти часов началась репетиция. Непривычно смотреть на не раскрашенных танцовщиц без нарядов и тулей. Эти дамы настолько отработали каждое движение, что, казалось, им не нужна репетиция. Каждое па провожал взглядом злой сценарист-постановщик. Ошибка на репетиции у циркачей недопустима, потому что во время выступления это может обернуться несчастным случаем. Свет под куполом был не такой яркий, как во время выступления. Спортивные костюмы актеров создавали скорее домашнюю атмосферу, чем атмосферу праздника. По коридорам в 10 утра уже бегают операторы звука и света, возмущаясь каждые полчаса по разному поводу.
Каждый актер в цирке всегда находит себе проблему. Девушки рвут колготки, мужчины травмируют руки или ноги. Суматоха обеденной репетиции доводит до безумия. Такой огромный купол может вместить 3000 зрителей, но сейчас, для ста двадцати человек персонала этот цирк просто мал. Каждый выбирает себе маленький кусочек сцены и репетирует на нем. Это мюзикл, только без музыки. Мне не разрешали снимать репетицию на камеру, но, читатель, поверьте, это невероятная картина.
К двум часам дня пришло время репетиции животных. Но для начала хотелось бы сказать, как выглядели актеры после занятий. Это были люди, про которых сказать «из них выжали весь сок» - ничего не сказать. Они шли друг за другом в гримерные. Безмятежность на их лицах испугала бы кого угодно. Они не чувствовали ничего. Казалось, что сегодня вечером эти люди не будут выступать.
Тяжело пришлось и животным. Им больше не хотелось есть, а репетировать нужно было до 16.00. Животные отказывались делать трюки. Видимо, месяц выступлений для них – это очень тяжелый труд, который должен поощряться небольшим отдыхом. Тем не менее, повторюсь, они не выглядели несчастными. Капризные обезьяны только делали вид, что устали.
После обеда у каждого актера есть час отдыха. Мне удалось заглянуть в гримерку к чемпионам Европы по велотриналу. Некоторые сидели, опустив голову, придерживая виски руками, некоторые доедали поздний обед, а некоторые крепко держали телефоны руками и быстро писали сообщения родственниками. В этой комнате пахло усталостью. В гримерной у шоу-балета было все совсем по-другому. Девушки начинали подготовку к выступлению. Три зеркала совсем не вмещали лица двадцати танцовщиц. Некоторым балеринам приходилось краситься, глядя в карманные зеркала. Замедленное движение каждой девушки берегло их от острых углов, которые могли бы порвать чулки. Третья комната была подсобка генерального директора. Туда войти было невозможно. Табличка «не беспокоить» висела более угрожающе, чем обычно.
Забыв про свои обязанности помощника тренера животным, я прошлась по пустому от зрителей цирку. Атмосфера еще не была праздничной, хотя представление должно начаться уже через два часа. Животных в это время не кормят, как и актеров. Суматоха увеличивается еще больше, и я теряюсь среди людей. Теперь каждый думает только о себе, своем внешнем виде и репетирует про себя номер.
Цирк гудит снаружи. Все начнется через полчаса и зрители уже у входа. Актеры,, немного выздоровев от усталости, уже накрашены и парадно одеты. Но улыбаться и смеяться никто не спешит. И только тогда, когда набрался полный зал крикливых зрителей, циркачи надевают на себя улыбки и выходят один за другим на сцену. Не улыбаться во время выступления им не позволено. Расслабить уголки губ можно только на несколько секунд. Актер в цирке – это не просто актер, это кукольный образ.
Билет сюда стоит 200 гривен. За эти деньги вы увидите идеальное выступление, которое способны подарить только такие актеры. Теперь слово «циркачи» звучит для меня слишком вульгарно. Лошадиный труд таких людей нельзя сравнивать с другими. И все для того, чтобы вы улыбались на протяжении двух часов. Думаю тот, кто прочитал эту статью, вряд ли подойдет к актерам сфотографироваться после выступления.